20.02.2003. Коммерсант. Лишь одна из ста фирм Приангарья имеет качественный сайт
Веб-представительство должна иметь каждая уважающая себя компания. С этим – весьма спорным – утверждением согласны многие бизнесмены. Становясь частью интернета, фирма (предприятие, холдинг) по умолчанию вливается в ряды лучших, перспективных, пользующихся последними достижениями научно-технического прогресса. Но на самом деле виртуальные миры нужны далеко не всем фирмам, а руководители многих коммерческих структур, имеющих свое представительство в Рунете, наверное, и не пытались объяснить себе, зачем им было нужно проникать во всемирную паутину.
От прайс-листа до PR-журнала
Любой компании, желающей иметь приличный сайт, потребуются услуги профессионального веб-дизайнера и программиста. Они должны совместными усилиями создать оригинальный и симпатичный интерфейс, а также программное обеспечение, которое позволит работать с информацией, расположенной на сайте. Этот этап можно преодолеть без особых проблем. Рано или поздно заказчик сходится с веб-профессионалами во взглядах на стоимость работы и находит точки соприкосновения в вопросе об эстетических характеристиках интернет-представительства. Но предварительно руководитель фирмы должен услышать внятный ответ на вопрос, каким требованиям должно соответствовать веб-представительство?
По мнению генерального директора ООО «Виртуальные технологии» Сергея Сизых, главные требования к подобным ресурсам – это актуальность и полнота информации, размещенной на сайте, ее структура, обеспечивающая удобную навигацию, и профессиональный дизайн (ведь сайт – «лицо компании» в виртуальном мире).
Директор «Центра веб-решений» Анатолий Казакевич добавил к этому списку еще два критерия – эффективность технологического решения и «общее впечатление», причем последнее играет важную роль. Если посетителю ресурс фирмы «просто не понравится», вряд ли он кликнет на эту ссылку еще раз. Предположим, что «общее впечатление» – это соответствие «внешнего вида» сайта, количества и качества информации представлению среднего пользователя (клиента) о том, как именно эта фирма должна была «подать» себя в виртуальном мире.
По мнению Сергея Сизых, веб-представительства предприятий должны работать не только на имидж компании, но и использоваться для организации взаимодействия с контрагентами и для поддержки ряда бизнес-процессов. Господин Сизых уверен, что особого смысла в создании презентационных сайтов, предоставляющих пользователю общую информацию о фирме, нет. «Это просто рекламный буклет в электронной форме», – считает он. Он уверен, что интернет-технологии позволяют компаниям увеличить ряды клиентов, расширить поле деятельности, а также снизить свои затраты на организацию взаимодействия с потребителями или между распределенными офисами. Ясно, что эта рекомендация веб-разработчика адресована коммерческим структурам, производящим и (или) продающим продукцию, необходимую значительному числу потребителей.
Сайт с подобными функциями явно не нужен крупным предприятиям, производящим «штучный товар» и имеющим давно сформировавшийся круг потенциальных и реальных клиентов (это касается, например, авиазаводов) и естественным монополиям (например, железной дороге и энергокомпаниям). С другой стороны, таким клиентам не нужна и электронная визитка – ведь их и так «все знают». В итоге для «крупных игроков» создают нечто вроде корпоративного интернет-журнала, главной целью которого является решение PR-задач. Примеры перерождения веб-представительства в сетевое СМИ можно найти и в иркутском интернете.
По данным директора «Центра веб-решений» Анатолия Казакевича, сейчас в Иркутске функционируют около 1 500 сайтов, из них примерно 400 являются коммерческими. Господин Казакевич сообщил, что ежемесячно в столице Приангарья появляется около 20 новых интернет-проектов. «Говорить о емкости этого сегмента рынка достаточно сложно, – считает Анатолий Казакевич, – ведь значительной части иркутских предприятий, представительство в интернете просто не нужно».
У руководителя ООО «Виртуальные технологии» Сергея Сизых своя статистика: «Сайты или веб-страницы имеют не более 10% иркутских предприятий, при этом только 10% от общего числа ресурсов сделаны профессионально, то есть только 10 компаний из 1000 имеют качественный сайт». По подсчетам господина Сизых, в течение года в Иркутске появляется не более 20 «нормально сделанных» веб-ресурсов.
Анатолий Казакевич считает, что в Иркутске создаются проекты российского уровня, которые стоят на порядок дешевле, чем в Москве. В Иркутске заказать сайт, в зависимости от числа дополнительных функций, можно за $1000-$3500.
Фирменный интернет
По вопросу, оправдывает ли среднестатистическое веб-представительство потраченные на него средства, Анатолий Казакевич, считает, что часто корпоративный клиент, заказывающий сайт, исповедует принцип «у всех есть, пусть и у меня будет». Впрочем, по словам господина Казакевича, профессиональные веб-разработчики предлагают фирме, решившей «просто выйти в интернет», консалтинговые услуги. Разработчики могут, проанализировав рынок фирмы, охарактеризовать потенциальную аудиторию и разработать концепцию проекта. «На этом этапе компания-разработчик и заказчик приходят к выводу, может сайт помочь бизнесу или нет», – заявил господин Казакевич. Он подчеркнул, что даже на начальном этапе исследований можно получить конкретные цифры по количеству посетителей и окупаемости сайта.
По словам Сергея Сизых, эффект от сайта, содержащего актуальную (для значительного числа пользователей) информацию, безусловно есть.
«По результатам анализа статистики запросов, поступающих иркутским предприятиям через интернет-справочник нашей фирмы, могу сказать, что 75% обращений приходят от потенциальных клиентов, 20% – от возможных партнеров или поставщиков, 5% – просто информационный мусор», – сказал господин Сизых, добавив, что хозяин электронного почтового ящика получает намного больше спама.
Бывает и так, что, получив в свое распоряжение приличный ресурс, руководители предприятия успокаиваются. Программа-максимум выполнена, компания достойно представлена в виртуальном мире. После ввода в «эксплуатацию» странички, содержащей базовую информацию, в течение долгого времени ее могут просто не обновлять. Ресурс становится полумертвым, и пользователь, зайдя на этот сайт несколько раз, навсегда вычеркивает его из списка ссылок.
Иркутские веб-разработчики считают, что руководство фирмы должно следить за информационным содержанием своего сайта. Еще лучше, если эта задача будет поручена сотруднику пресс-службы компании, обрабатывающему сведения, полученные от производственников.
По словам Сергея Сизых, любой качественный сайт дополнен системой контентного сопровождения, автоматизирующей процесс публикации и оформления информации. Система проста в использовании, и для того, чтобы разобраться в ней, не нужно иметь квалификацию веб-дизайнера или программиста.
Изучение 50 местных корпоративных сайтов показало, что предприятия Приангарья могут быть и аскетами, и истинными сибаритами. Это означает, что они или экономят на всем, или превращают свой сайт в выставку достижений современной компьютерной графики. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: выбрать «оптимальный размер» не так просто, как может показаться. Наверняка, не вызовет резких протестов утверждение, что предприятию тяжелого машиностроения или горно-обогатительному комбинату не стоит тратиться на модный дизайн с элементами сюрреализма, анимационные заставки, создание чатов и форумов, размещение фотоальбомов об общезаводских и цеховых праздниках.
Можно согласиться с тем, что этот список более подходит сайту ночного клуба или киноконцертного комплекса, хотя даже владельцам подобных структур осторожность не помешает (представьте себе реакцию посетителя, заглянувшего «на секунду», чтобы узнать стоимость билетов на вечернее шоу, и вынужденного пять минут продираться сквозь частокол заставок).
Но как найти «золотую середину», например, компании сотовой связи, которой нужно привлечь максимальное количество пользователей сети – от школьников и студентов до руководителей крупных фирм? Первым наверняка понравятся модные «фишки» и возможность порезвиться на сайте, солидных клиентов, привыкших не тратить время на пустяки, могут утомить неформальные слоганы, мерцающие картинки и загадочные символы, возникающие в разных секторах экрана.
Характерная черта многих веб-представительств – перегруженность специальной информацией: описаниями продукции с использованием малопонятных терминов и чертежами. Часто фирмы предоставляют веб-разработчикам некачественные фотоматериалы. Сайт с иллюстрациями, созданными на основе таких фото, вряд ли будет пользоваться особым успехом у интернет-сообщества. Между прочим, некоторые создатели ресурсов тоже не стесняются в выборе средств, прибегая к помощи широко известных фотобанков. В среде профессионалов это считается дурным тоном. Большинство разработчиков используют на «главной» и «внутренних» страницах ресурса и в заставках к нему наиболее распространенные компьютерные шрифты. В итоге пользователю начинает казаться, что он видит страницу программы «Word», «инкрустированную» дизайнером по краям. Вроде бы ничего страшного, но впечатление уж не то.
Еще одна претензия местным разработчикам – использование одних и тех же графических решений для создания разных сайтов. Конечно, дизайн немного меняется от работы к работе, но просмотр портфолио интернет-мастерской приводит к мысли, что удачная находка ставится на поток.
Искусственный отбор
По итогам веб-серфинга, проведенного независимыми экспертами, были выбраны сайты, соответствующие трем основным требованиям, предъявляемым к подобным ресурсам (см. выше): оригинальный веб-дизайн, информационное наполнение (актуальность информации, ее соответствие задачам, в решении которых компании может помочь веб-представительство, регулярность обновлений) и удобная навигация (логичная структура разделов, быстрая загрузка, отсутствие неработающих ссылок). В список попали сайты, предложенные экспертами, ресурсы, победившие на последних иркутских интернет-конкурсах «Серебряная нерпа» (номинации «Общество, политика, власть», «Экономика, коммерция, финансы») и «Золотой бабр» (номинация «Бизнес-сайт»), и работы, вошедшие в портфолио иркутских веб-разработчиков.
В итоговую пятерку попали корпоративные веб-ресурсы ЗАО «Байкалвестком» (автор – студия «Dialko»), ОАО «Усолье-Сибирский силикон» («Сибирская паутина»), «БайкалОНЭКСИМбанка», производителя аккумуляторных батарей «Бафорс» (Нетсистемс) и авиаагентства «Рамэс» (AG).
Сергей Берг
20.02.2003 17:25:00 Коммерсант